Пока все самодисциплинировано самоизолировались можно пофилософствовать о варгеймах о там какие они должны быть и что есть правильно, а что нет.
Меня познакомили со статьей Михаила Казина, которую он опубликовал на своей странице в ВК. Статья называется «Что такое исторический варгейм?». В статье автор размышляет о том, как же добиться от игр с миниатюрами исторической достоверности, что для этого надо сделать и как организовать сам процесс подготовки и проведения игр.
Скажу сразу, статья мне, в общем, понравилась. Вопросы правильные, ответы интересные. Видно, что Михаил «в теме», спасибо ему за проделанную работу.
Но! Дьявол он всегда в мелочах. Вот я и решил прокомментировать некоторые основные тезисы и положения автора, которые показались мне слишком жесткими, а то и радикальными.
Сам автор во введении пишет:
Итак, в этой статье мы сначала дадим определение историческому варгейму, сравним его со спортивным подходом, затем перейдём к разбору основной проблематики, немного поговорим об её истоках, затем дадим рекомендации в том числе по подготовке новичков, организации игр и кампанийНу давайте таким путем и пойдем и начнем с определения:
Исторический варгейм — это варгейм, бэком для которого является реальный исторический конфликт или их серия, и который играется в полном соответствии с этим бэком.
Вроде
все правильно и не поспоришь, да и вообще о терминах не спорят, о них
договариваются. Но что-то напрягает. А именно фраза «в полном соответствии». С
полным соответствием далеко уйти можно.
Простой
пример: Мы с нетерпением ожидаем новой книжки «Сталинград» и хотели бы отыграть
уличные бои. Но у меня пехота немцев покрашена с лентами на правом рукаве, что
отсылает нас к дивизии «Великая Германия». В соответствии с определением оппонент
вправе заявить «Ты либо фигурки замени, либо ленты закрась, а то соответствия
полного нет». Абсурд? Конечно… Вот если бы я выставил упырей в камуфляже ,
вооруженных штурмгеверами, тогда да…
Т.е.
полное соответствие термин с которым надо очень аккуратно обращаться. Проще
указать, что играется максимально приближенно к историческим реалиям.
Дальше
автор, а в логике ему не откажешь, указывает на важные следствия из данного им
определения. Их пять. Кратко на них остановимся. Полные
определения я опущу их можно посмотреть в тексте статьи.
1. Игра должна проходить на террейне, соответствующем реальным боевым условиям……
Я
может быть неправильно понял, что подразумевал Михаил, но мне кажется, что речь
идет о местности соответствующей тому или иному ТВД.
Я полагаю, достаточно понятно, что действие происходит в России.
А здесь в Японии.
А вот и Африка....
Но теперь рассуждая о террейне предположим, что на игре присутствует архитектор. Самый настоящий, да еще и с историей архитектуры хорошо знакомый. Что вы услышите про русские избы, можно только предположить. И венцы не так и региону не соответствует и т.д. и т.п. Да вам эти избы выкинуть захочется, но ведь именно они и определяют что это Россия.
Или на игре в Африке у вас ботаник, в хорошем смысле этого слова. Вы много узнаете про пальмы. И если они даже подойдут на Африку, то ставить их на азиатский ТВД нельзя.
И так можно критиковать все. И делать огромное количество элементов местности ради какого то историзма. Какого? Ведь ТВД на приведенных фото интуитивно понятны.
2. Выбор противоборствующих фракций должен быть исторически обусловлен. В истории неоднократно были примеры войны всех против всех, но в тех случаях, когда стороны конфликта были чётко очерчены - стоит их соблюдать.Тут спорить не буду, все очевидно, за небольшим исключением. А если есть фракции союзные, но вместе не сражавшиеся? Можно их выставлять на стол или нет. Например, бургундцы Карла Смелого и англичане Йорки? Но армии, то есть, и если вместо бургундцев швейцарские баталии встретят французы насколько это неисторично? Формально неисторично. Но закройте глаза на знамена, ливреи и у вас на поле две армии 15 века. Со своими тактиками. Тут вопрос сообщества, как оно к этому относится.
3. В случае длительных военных конфликтов униформа и техническое оснащение стран-участниц менялись, далеко не всё из новинок завозилось на отдельные театры военных действий и, зачастую, разработчик системы отдают такие нюансы на откуп игроков — не поленитесь разобраться перед игрой в какой форме должны быть ваши бойцы. Пантеры в Африке — известная несуразица.
Пантеры
в Африке несуразица, как и Тигр в
операции «Барбаросса», за это
канделябром бьют. А вот как быть с французскими карабинерами в Испании в
1812г., например? Ведь те же кирасиры, только форма другая. Так доставать
канделябр или нет? Или применение Старой Гвардии? Можно, нельзя?
А с орудием, что делать? Вроде 1941 год играли )))
4. Соблюдайте исторические пропорции родов войск (пехоты, кавалерии, артиллерии, бронетехники - нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и по возможности избегайте нехарактерных юнитов (например, бронетехники присутствующей в количестве двух штук).......
5. Соблюдайте тактические особенности применения тех или иных юнитов: в некоторых случаях система отдельно не запрещает те или иные действия, так что приходиться самостоятельно регулировать эти момент. ......
Эти два тезиса прокомментирую вместе. В них есть некоторая общность, а именно – Игрок не может это выполнить! По одной простой причине – он «раб лампы», а именно игровой системы. Игровые систему создают не игроки, их создают дизайнеры, над которыми, в свою очередь, висят менеджеры, если мы говорим о коммерческих правилах. Хотя, хорошие некоммерческие, это редкость. И помимо того, что у разработчиков есть своя философия, правила должны приносить прибыль. Но даже если отрешится от прибыли надо вернуться к философии. Формально – любая игровая система (правила) есть математическая модель боевых действий. И именно в рамках этой модели живет игрок. Хороший игрок обязан знать правила. А коли так, то и действовать он будет так, как это выгодно с позиции правил. Т.е. он максимально эффективно будет стараться использовать предложенную ему модель. А вот насколько она адекватна (исторична) вопрос к не игроку, а к разработчикам.
Aвтор имеет большой опыт игры по системе FoW, а я знакомство с ней закончил, кажется на второй редакции. Но у меня есть опыт игры в Bolt Action. Рассмотрим пример – огонь из засады. Достаточно распространенный прием в годы Второй Мировой Войны, те же противотанковые пушки на обратных скатах холмов. По Fo отыграть это крайне проблематично, а вернее не возможно. По Bolt Action естественно.
Или другой пример. «Chain of Command» от Ричарда Кларка, там исторично все. Но положительных отзывов я не встречал. Моего замечательного друга Василия Левашова до сих пор трясет об одном воспоминании.
Опять же что значит «бронетехники присутствующей в количестве двух штук»? На фоне всей массы французской кавалерии Великой Армии полк конных гренадер таким и будет ))).
Моветон будет брать что то оригинальное с повышенными характеристиками… И про дюйм соглашусь…
Далее Михаил переходит к истокам проблематики. Процитирую…
Прежде всего дело в том, что большая часть современных варгеймеров в России (да и в мире, наверное) вышли из Вахи — Fantasy Battles или 40К — не важно из какой, а плотное участие в этих системах порождает целый комплекс стандартных реакций и представлений — от специфичных до весьма пагубных.
Перефразирую другую известную цитату
Можно убрать мальчика из вархаммера, но вархаммер из мальчика нельзя.
На самом деле все это не так. Я не первый день занимаюсь варгеймами и могу утверждать, что количество выходцев из Вахи зависит, в первую очередь, от сообщества. У нас в клубе их не много, и тон они не задают. Но люди все разные и есть те, кто, гоняя «Инквизитора» адекватно и интересно играют в историчку. А есть и наоборот….Но это особенность сообщества, еще раз повторюсь…
Другой вопрос, что на фоне Вахи, есть игроки, которые стремятся построить некие «песочницы». Где все так, как видится им, а не так, как это было в реальности. Потом разговоры о расширении сознания и, «заяц бежит по кругу»…
Далее... к проблематике
1) Играть проксёй, непокрасом и на террейне из консервных банок....2)Отсутствие хоть как-то массовых сюжетных кампаний и бэковых игр года этак до 2012-го .....3)Любовь Games Workshop к производству неиграющих юнитов, к.......
Фразы
про проксю и все остальное изысканы и актуальны…. Но! Они не для всех подходят... Я, например, не играл восемь лет с
1997 по 2005, даже на проксю денег не
было…. Сейчас окно возможностей больше… Но не надо путать возможности Московских
и Питерских клубов с клубами Российскими…
А
кампании мы проводили, и на сайте Поле Боя они есть, за авторством КрючковаЮ.Н. Кампании это отдельный разговор…
Любовь
ГВ к чему то, я опущу. Так как не играл в системы производства этой компании…
Решение
проблем, в первую очередь, как мне кажется, с ваховцами, автор видит в чтении
источников
Вторая важная проблема, встающая на пути исторического варгейма — боязнь работы с источниками. Поверьте, для того, чтобы интересно и красиво играть в исторический варгейм не надо быть профессором истории, написавшим пару монографий по интересующему конфликту. Только за последние лет десять технологии шагнули далеко вперёд и интернет появился чуть ли не в каждом утюге...
Хотелось
бы возразить… Кому то интересно читать историческую литературу, в том числе и
публицистику (не путать с источниками), а кому то достаточно и общих мурзилок из Osprey.А
вот так лихо и сразу на источники…? Что-то у меня есть сомнения…
Далее
автор переходит к рекомендациям:
Выбрав конфликт, договоритесь с товарищами и минимально необходимом количестве источников и дружно ознакомьтесь с ними. Кому-то хватит пары статей из википедии и оспреевских книжек, а кому и пару монографий мало покажется. Фактически с этой точки вы начинаете формировать «бэк» своей игры: больше и глубже заявленного уровня знать можно, но не обязательно, а вот меньше — никак нельзя.
Да
не будет никто ни с кем договариваться, и по одной простой причине… В теме
(играх по системе), а именно, в игре на определенный ТВД в определенное
историческое время должен быть «Паровоз!», тот кто это потянет… Один и уговорит
всех остальных... Дальше все радуются и читают книги… Может быть… Потому что у
всех подход разный. Кто-то хочет гуру быть, кто-то фигурки красить, а кто-то
кубики бросать. Да может быть комбинаторика, но она конечна…
Договоритесь, какая детализация вам интересна как в плане униформистики, технических деталей, тактических подробностей — это определит требующийся вам масштаб миниатюр и в последствии поможет с подбором системы.Приведу цитату:
"Два мамлюка справлялись с тремя французами, так как имели лучшее вооружение, лучших лошадей и лучшие навыки, они имели две пары пистолетов, тромблон, карабин, каску с козырьком (вариант - забралом), кольчугу, несколько лошадей и несколько человек пешей прислуги. Но сотня французских кавалеристов не боялась сотни мамлюков; триста французов брали верх над таким же числом мамлюков, а тысяча разбивала 1500: так сильно влияние тактики, порядка и эволюций! Кавалерийские генералы Мюрат, Леклерк, Ласалль, действуя против мамлюков, располагали свои войска в несколько линий: когда мамлюки начинали охватывать первую линию, вторая линия двигалась на помощь ей, подаваясь вправо и влево; мамлюки останавливались и смыкались, чтобы охватить фланги новой линии: в этот момент французы сами атаковали их и всегда опрокидывали".
А
речь идет о балансе…. И не только по
силе бойцов, но и по количеству… Можно и скирмиш играть « пикенер против жандарма»
о можно и битву «зулусы против англичан» с одинаковым количеством фигурок для противоборствующих
сторон.
Так
лихо, я бы не торопился рекомендации давать…
Далее
поднимается вопрос «Организация собственных игр и кампаний».
Все
правильно написано, просто усугублю… не более трех человек не более шести ходов…
Выводы: статья хорошая, интересная, но спорная. И главное исторический подход и его меру определяет, то или иное сообщество, как свой императив. Поэтому догматизм и радикализм не очень уместен, а должен перетекать в контруктивизм и эволюционизм...
Но еще раз спасибо Михаилу, за поднятую проблематику...
Но это еще не все проблемы того явления, которое мы называем историческим варгеймом...
Но это еще не все проблемы того явления, которое мы называем историческим варгеймом...
К.Л. Воронков - варгеймер
Б.Б. Шпак - кот
:)вы оба, и ты и автор статьи, молодцы. Ваша позиция мне понятна и укладывается в мою картину мира :)
ОтветитьУдалитьПозитивный вынос мозга! Класс!! Вот что делает пандемия с людьми!!!
ОтветитьУдалитьNice looking games, I do like the immersive terrain!
ОтветитьУдалитьВот затейник то 8)))
ОтветитьУдалитьМожет тебя, не выпускать из самоизоляции? И ты завалишь просторы интэруэба массами мозгодробительных телег ;)
Некоторые моменты мне непонятны, но в целом всё верно. Правда пришлось ещё Михаила статью почитать, ранее мне этот контент был неизвестен)) Спасибо за разбор. Частично узнаю себя в зеркале.
ОтветитьУдалитьЕсть хорошая рекомендация: "не играйте с му... чудаками" :) ну а так все правильно
ОтветитьУдалить